Философия - итоги

на главную

Знание

Знание

Под термином знание мы много чего понимаем, от знания факта и знания как сделать, до научной теории. Масса философских течений это результат деления философии по тому, как каждое течение трактует вопрос, что есть знание? Постепенно, век от века, всё большее число философов склоняется к мысли, что философия это Платон, а вся последующая философия это ряд примечаний к нему. Для этого есть веские причины, рассмотрение которых поможет понять суть вопроса и взглянуть на знание как на то, что несёт в себе истину.

Первые известные нам люди, которых мы относим к категории философов, донесли до нас не только свои взгляды, но и показали нам тот путь, по которому двигалась мысль из глубины веков. Рациональный взгляд на мир вещей довольно быстро привёл первых же философов к мысли, что у вещей должны быть свои начала, очень часто вещи раскладываются на части. Естественно предположить, что начала отдельных вещей, в свою очередь, сводятся к каким-то более общим сущностям, и они их назвали стихиями. Рассматривая вопрос, до каких пор может дробиться вещество и, отрицая дурную бесконечность, они пришли к понятию атома, как чего-то конечного и не делимого. Но чем более предметным становился разговор, тем больше возникало картин, носивших явно предположительный характер.

Первым кто понял, в чём проблема был Парменид. Такой подход он назвал путь мнения и поставил вопрос о том, каким должен быть путь истины? Отвечая на вопрос, он пришёл к выводу, что, прежде всего, следует разделить мир вещей и мир наших мыслей. Вещи существуют вне зависимости от нашего сознания, и наше понимание отражает лишь наше знание. Поэтому он ввёл понятие бытия, как мира всех наших мыслей так или иначе доступных человеку.

Сократ, будучи ещё молодым человеком один раз встречался с Парменидом, когда тот был уже седым старцем, и Сократ правильно понял путь предначертанный Парменидом. Сократ не смог ответить на вопрос, что есть знание, но он ясно показал, чем знание не может быть. Знание не есть чувственное восприятие, знание не есть только правильное мнение, знание не есть правильное мнение с объяснением (диалог Платона «Теэтет»).

На основании чего Сократ пришёл к таким выводам, рассмотрим на примере последнего из них, знание не есть правильное мнение с объяснением. В качестве конкретного примера возьмём закон Кулона. Правильное мнение это мнение, которое можно проверить. Кулон установил, что сферы получившие заряд одинаковым способом отталкиваются, и Вы можете это проверить на опыте, они действительно отталкиваются. Убедившись в правильности мнения, Вы можете прочесть объяснение, что количественные измерения в такой-то системе координат показывают закономерность, сводящуюся к такой-то формуле. Что являет нам объяснение? Оно показывает нам, в каких условиях, и каким методом получена данная закономерность. То есть, объяснение показывает нам отличительные признаки данного закона, по которым мы можем отличить данную закономерность в ряду всех других закономерностей.

Если обобщить данный пример с множеством других, мы увидим, что объяснение это всегда перечисление отличительных признаков конкретного мнения именно с целью индивидуализации его в ряду всех остальных мнений. Требование, предъявляемое к истинному знанию, в самую первую очередь, заключается в том, что знание должно из простых основ, а не из простых опытов, давать видение всех причин и всех явлений в своей области. Объяснение лишь уточняет условия, а о причинах ничего не говорит, мало того, объяснить причины невозможно, их можно только показать. Попробуйте объяснить, почему Вы пошли, например, на выставку и увидите в итоге некое желание, попытка объяснить его приведет к еще более глубокому желанию, и Вы начнёте бесконечное путешествие от причины к причине. Правильное мнение с объяснением всегда фиксирует и локализует некую данность в ряду всех прочих данностей безотносительно к ним. В итоге правильное мнение в одном случае, будет неправильным в другом. В рассматриваемом нами примере заряды одного знака отталкивают неподвижные сферы, но в облаке они собираются в шар, почему мы и видим, как молния бьет из одной точки облака. По признанию самих учёных, ситуация с молнией это самая позорная ситуация в науке, когда она не может объяснить, казалось бы самое простое природное явление грохочущее у нас над головами. Так потому, что вся физика является набором правильных мнений с подробнейшими объяснениями, а знания о простых вещах и явлениях как не было, так и нет.

Платон восемь лет был учеником Сократа и оказался достойным своего учителя. Платон ввёл понятие Демиурга, как Создателя и понятие идеи, как его замысла. Он специально отказался от слов Бог и божий замысел, тем самым, показав нам, что не имеет значения, существует Бог или нет, наш интерес лишь в том, как познать истину. В религии и философии Бог есть абсолютная и несводимая ни к чему сущность. При этом религия отрицает саму возможность познания Бога, а философия отрицает необходимость в этом. В уже существующем мире идеи уже реализованы в бесконечном множестве вещей и бесконечной череде явлений. Зная общий замысел, мы сможем видеть начала всех причин порождающих те или иные явления. Здесь следует остановиться и обратить внимание, как написано предыдущее предложение, это принципиально для понимания, итак ещё раз: мы сможем видеть начала всех причин. Выше я вам уже предлагал попытаться понять простое желание, и Вы видите, что попытка ответа упирается в саму бесконечность бесконечного ряда причин. В причинно-следственном мире нет первопричины потому, что причина всегда является одновременно и следствием более ранней причины. Идея не является причиной возникновения, но вещи и явления являются способом существования идеи. Это значит, что идея безотносительна ко времени и позволяет разуму видеть цепь причин от любой выбранной до той причины, которая явится причиной выбранной причины. То есть, идея показывает сразу весь кругооборот причин, а видение всего кругооборота причин это и есть начало, с которого приходит истинное понимание причин всех явлений данного круга.

Рассмотрим это на примере теории эволюции Чарльза Дарвина. Идеей теории является понятие естественного отбора. Генетика позволяет живым организмам приобретать изменения, а естественный отбор оставляет только те изменения, которые полезны для выживания вида в данных условиях. Это по отношению к конкретному виду, по отношению ко всей биосистеме естественный отбор убирает те виды, которые не могут выдержать темп эволюции заданный другими видами. Борьба видов приводит к тому, что победивший вид, либо сам занимает нишу побеждённого, либо освобождает её для кого-то ещё.


В итоге открывшиеся новые возможности приводят к новому видообразованию и так цикл за циклом, от простого и всё к более сложному.

Рассматривая, что есть идея, кроме того, что идея не является причиной и, что идея показывает весь круг причин, ещё следует указать, что идея всегда есть то самое единое, к чему сводятся все причины. Но еще Платон указал, что единое, как только единое – не существует. Чтобы единое стало идеей его необходимо наполнить содержанием. Гегель это называл субъект и предикат, выражая это более ясным языком, следует сказать, что единое становится идеей, когда указывается, что внутренне присуще единому. У Чарльза Дарвина единым для всех явлений эволюции является отбор, а имманентным ему, его естественность. Только она может собрать на весы все факторы сразу и вынести приговор, быть или не быть. Идея это минимум два слова, где одно указывает на единое начало, а второе на его неотъемлемое свойство.

Идея делает ненужными бесчисленные мнения по каждому поводу, она показывает начала сразу всех явлений своего класса. Кроме того, она показывает каждое явление, как частный случай в длинной цепи причин, поэтому явления не могут, видится противоречивыми друг другу так, как идея позволяет видеть, где причины разных явлений сходятся к общему началу и почему возникают причины порождающие расхождения в обособленные ряды причин. Вот такое видение через призму идеи и есть истинное знание.


Мы видим, что мир не является нам в виде хаоса, развитие всегда идёт по спирали, и в бесконечной череде явлений мы выделяем подобие в явлениях, хотя и различаем эволюционные изменения. Причинная взаимосвязанность мира делает явления взаимообусловленными и значит познаваемыми. Как найти путь, ведущий от бесконечной череды явлений к идее, а через неё к знанию, попробуем увидеть, рассматривая логику и то, какой она должна быть.


Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru