Философия - итоги

на главную

Фея

Идеализм

Эту статью я сопроводил картинкой феи Диснея. Идеализм это тот редкий случай, когда понятие имеет кучу трактовок и всё запутано до мистицизма. Такая ситуация с понятиями складывается в тех случаях, когда понятие кому-то, как кость в горле. Тогда заинтересованные лица и начинают всё запутывать, выдавая на-гора тонны словоблудия. Неразбериха всегда возникает, как результат сознательной лжи. Для того чтобы разобраться в истинном положении вещей сначала рассмотрим, как возникают понятия.

Но не в привязке к конкретному языку, а именно, когда понятие возникает впервые. В язык другого народа оно может прийти уже в готовом виде как заимствование. Изначально был один способ образования новых понятий. Его механизм работал следующим образом, в процессе жизни люди замечали некое новое явление, часто повторяющееся, достаточное, для того чтобы на него обратили внимание и о нём заговорили. Естественно подбиралась самая близкая, по сути, словоформа и постепенно она укоренялась в языке.

С появлением письменности возник новый способ, когда автор текста сам придумывал название понятия и давал его трактовку. В последующем такое понятие могло другими авторами как-то уточняться и дополняться, то есть у понятия мог возникнуть целый спектр понятийных тонкостей. При этом во всех языках и всегда идёт процесс унификации, постепенно вырабатываются специальные суффиксы для обозначения понятий имеющих некую общую сущность. Идеализм и все прочие «измы» это как раз результат унификации, где суффикс «изм» подчеркивает, что это некое учение или некая концепция. Понятно, что корень приставка будет уже указывать на конкретное учение или концепцию. И здесь возникает интересная ситуация, любой «изм», с одной стороны, всегда имеет исконный смысл несомый сутью корня приставки. Но с другой стороны, масса трактователей со временем может натрактовать всё что угодно.

Именно это и случилось с идеализмом, поэтому многие авторы вынуждены уточнять, какой идеализм они имеют ввиду. При этом не трудно догадаться, что идеализм возник как обозначение учения Платона об идеях. Причина, по которой так старательно пытаются замызгать само понятие, кроется в учении Платона с одной стороны и в неиссякаемой любви людей к халяве с другой. Суть в следующем, разработав учение об идеях, Платон ясно и чётко обозначил два принципиальных момента. Во-первых, он показал каким должно быть истинное знание, а отсюда следует, какой должна быть наука, по какому пути она должна развиваться. Во-вторых, Платон ясно и чётко показал, что нет, и не может быть метода, автоматически приводящего от явлений к идее заключённой в них.

То есть, Платон показал, что знание возможно только в результате долгого анализа, сопоставления множества различных явлений, на первый взгляд никак не связанных между собой, и в итоге это знание будет как счастливая находка, неожиданно открывшаяся пытливому взору. Желающие долго и мучительно много думать встречаются редко и критику Платона начали уже его ученики, среди которых больше всех преуспел Аристотель. Критика Платона столь ничтожна, что вызывает законное подозрение, что критики просто прикидываются, будто не понимают истинный смысл сказанного Платоном и несут всякие нелепицы. Аристотель, например, утверждал, что учение Платона неверно на том основании, что нет причинно-следственного перехода от идеи к явлениям. Ну, понятно, что нет и быть не может, идея ведь призвана вскрыть сущность и показать все причины, а не участвовать самой в событиях. Идея это абстракция, и как к абстракции можно предъявлять такую претензию, это ведь просто глупость.

Намаявшись с критикой и видя, что кроме смешного ничего не получается последующие поколения сменили тактику. С одной стороны сделали всё, чтобы замалчивать Платона, в результате Европе пришлось открывать его заново две тысячи лет спустя. С другой стороны приложили все силы для того, чтобы идеализм никак не ассоциировался с именем Платона. В итоге договорились до полного абсурда, будто идеализм это учение утверждающее, что мысль первична по отношению к материи. На это один философ как-то заметил, что вообще-то, люди так считающие содержатся в больницах для душевно больных. То есть, это специально придуманный абсурд с целью отбить у молодых людей всякое желание заниматься философией. И действительно, кто будет всерьёз разбираться в том, что начинается с откровенного идиотизма, и таких жупелов, якобы относящихся к философии, на пути молодёжи расставили везде где можно, а цель одна, чтобы молодой человек стал кем угодно, только не философом.

Здесь пытливый молодой человек невольно воскликнет, а зачем всё это, ради чего, и кому так не угодил Платон? Дело в том, что согласно учению Платона, всё, что мы считаем наукой и знанием, за исключением геометрии Евклида и теории Чарльза Дарвина о естественном отборе (математика отдельный случай, о ней смотрите статью начала математики, там не всё так запущено), вот это всё не является ни наукой, ни знанием. В философии для всего этого сложился специальный термин, естествознание, а люди, занимающиеся этим, соответственно называются естествоиспытатели. По сути это те же ремесленники, только достигшие наивысшего искусства в своем ремесле. Это те ремесленники, которые перестали прятать друг от друга опытные данные и стали развивать своё ремесло в открытую, сообща. Представьте, как было приятно первым из них представляться при дворах учёными людьми. Всё естествознание в начале создавалось людьми дела, для них Платон был сверх их разумения, их интересовало, как практически развивать производство, а не какая-то там абстрактная истина. Когда из ремесленников сложилась каста учёных и они сели на кошт государственного обеспечения, тут они и обнаружили для себя занозу Платона. Не найдясь, что возразить, и не желая признавать истинное положение вещей, они и запустили выше описанный механизм тотальной лжи. Апофеозом стало возникновение в среде естествоиспытателей позитивизма, суть которого сводится к полному отказу от философии, что преподносится как позитивное решение проблемы. Здесь без комментариев.

Идеализм это далёкое будущее человечества, а прежде нам предстоит пройти долгий путь борьбы со своими сиюминутными желаниями. Нам ещё только предстоит расстаться с детскими желаниями наград и славы. Сейчас нам ещё трудно понять, что нынешнее желание застолбить некую закономерность в частном круге явлений своим именем, у наших потомков, владеющих истиной, будет вызывать улыбку, как детская глупость. Наша основная проблема, мы никак не можем научиться смотреть в будущее, а ведь у нас есть такие прекрасные учителя, как Парменид, Сократ, Платон.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru