Философия - итоги

на главную

Яркий свет

Идея

Любое понятие как-то трактуется и трактуется оно словами, которые при этом получают неразрывную связь с этим понятием. Для идеи таким понятием является - способ воплощения. Рассматривая понятие идеи, с точки зрения познания, Платон определил идею как то, что существует за гранью материального мира, но имеет в нём свои воплощения в виде вещей и явлений. Из такой абстракции следует, что всё сущее и происходящее имеет свою идею, что в свою очередь делает мир для нас познаваемым. Ведь идея как-то называется и о ней как-то говорится, мы можем выразить её словами и, следовательно, понять.

Это с точки зрения познания, а в нашей социальной жизни, которую мы сами задаём, идея это то, что предстоит воплотить. Вы спросите, тогда какая разница между планом и идеей? Планом называется то, что имеет видимые очертания, понятный способ реализации и наличие соответствующих ресурсов. Идея - она как свет в небе, она ясна как цель, а вот дорога к ней - это вопрос. Для реализации плана достаточно желания, для воплощения идеи надо принять дорогу к ней, как образ жизни. Чтобы возникло желание реализовать план, он должен что-то посулить, идея ничего не сулит, идея влечёт. Для того чтобы идея влекла она должна обращаться к самому светлому что есть в человеке. Понимая, что есть идея в социальной жизни, теперь можно рассмотреть, какие у нас есть идеи, куда они нас зовут и чего стоит от них ожидать.

Сразу следует сказать, что капитализм не являются результатом некой своей идеи, это продукт чистого планирования. Капитализм является планом того, как сорганизовать человеческое общество по принципу волчьей стаи. Социализм это первая попытка уподобить общество идеи коммунизма, можно сказать - первая проба пера для коммунизма. Трудно сказать, когда и с чего всё началось, но из письменных источников мораль, как идея социального устройства общества впервые и в самом обширном виде излагается в ведах. При этом веды, как награду за праведную жизнь, обещают перемещение души в более совершенные миры.

Есть все основания подозревать, что христианство, как более позднее образование, просто позаимствовало идею, но именно оно впервые цель жизни человека определило как: «стяжание духа святого». В переводе на нормальный язык христианство предложило людям стремиться к духовной чистоте и совершенству присущему богу, за что полагается и соответствующая награда. Все остальные монотеистические религии безыдейны, они либо вообще отрицают всякий смысл жизни человека, либо его видят в служении и поклонении богу. То есть, на данный момент, мы имеем всего лишь две идеи, христианскую как с аккумулировавшую весь предыдущий, религиозный опыт человечества, и коммунистическую, как предложившую то же самое, но уже на основе атеизма, для начала сравним их.


Вот кратко десять заповедей Христа:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его.
5. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.



А вот моральный кодекс строителя коммунизма:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.


Если не буквоедствовать, а взглянуть в сущность сказанного, то там и там одна мораль. Как выше уже упоминалось привлекательность идеи в её духовной чистоте, тогда спрашивается, в чём разница этих идей? Христианство обращается к человеку напрямую, и говорит о его личной судьбе, по этой причине общество остаётся за скобками и жизнь человека делится на мирскую и христианскую. В результате у христианства нет полноты отражения всех человеческих потребностей. Коммунизм обращается к человеку как члену общества и предлагает не делить мораль на общественную и личную во избежании противоречий между ними. Он предлагает выводить личную мораль из общественной, хотя мы знаем, что исторически и стихийно общественная мораль складывается из предпочтений большинства членов общества. Но в тоже время мы знаем, что на предпочтения большинства членов общества оказывает влияние весь уклад государства и в зависимости от его пороков этот уклад может перекорёжить мораль каким угодно образом, что мы сейчас и видим. По этой причине идея коммунизма является простым обращением к разуму, и будущее может быть только за ним. Тогда спрашивается, почему такая не лёгкая судьба у этой идеи?

Если мы взглянем на историю христианства, а оно постарше коммунизма, то мы там видим и гонение на первых христиан и то, как оперившаяся церковь жгла и рушила языческие храмы. Мы также видим, как полыхали костры и как калёным железом жгли еретиков. Нет в мире подлости, которую христианству недовелось совершить ради достижения нынешнего благостного состояния и вот здесь мы подходим к пониманию связи между идеей и способом её достижения. Спрашивается, вот эта вся грязь и кровь умоляет чистоту христианской идеи? Нет, это умоляет чистоту церкви, которая на начальном этапе предала заповеди, которые должна была оберегать. Но вот христианство, как мировая религия, состоялось, и место под солнцем завоёвано, мы вправе корить ныне здравствующих служителей? Конечно нет, но то, как они относятся к истории, не делает им чести.

Прелесть социальной идеи заключается в том, что она предлагает вечный путь, ведь совершенству нет предела, а предлагая вечный путь, идея, тем самым, предлагает вечный прогресс. В статье «Прогресс» показано, что прогресс это не достижение чего-то, а расставание с чем-то прошлым. Вы это легко можете понять на примере современного капитализма, он много чего достиг за историю своего развития, но в итоге зашёл в тупик долгового кризиса, а это так потому, что он не может отказаться от ссудного капитала, вся его сущность в этом. Пример капитализма наглядно нам показывает, что в отсутствии социальной идеи общество подобно брошенному камню, сначала взлетает на моще ложных посулов, а когда всё проясняется, неизбежно падает, что мы сейчас и наблюдаем.

Идея коммунизма, охватывая одновременно и личные и общественные аспекты морали, автоматически включает в способ своего воплощения вопросы власти, государственного устройства и экономических отношений. Краткая история Советской власти показала, что непонимание истинной сущности прогресса, даже при наличии прекрасной и ясной идеи, порождает самодовольство и как следствие застой. Построили социализм, а дальше что? Вот партийная бюрократия и съела Советскую власть, как и предполагал, в своё время, Ленин. В итоге, всё, что было достигнуто народом, досталось только ей, но как мы видим, сама по себе бюрократия абсолютно не способна на созидание, она может только проедать былое. И здесь мы подошли к самому сокровенному вопросу, что делать?

Развал Советского Союза говорит о том, что строили - строили, а потом растерялись, и теперь вполне понятно почему. Прогресс требует избавления от старого и создания чего-то нового, а партия давшая людям социальную идею, государственное устройство и экономические отношения, отнесла к разряду неприкасаемых. Как тут не растеряться, если с одной стороны надо развиваться, а с другой стороны ничего не трожь. Отсюда уже виден вывод, который следует сделать, государство имеющее идею должно не блюсти чистоту придуманных ею принципов, а строить отношения так, чтобы они не подрывали мораль общества. Пример, когда стало ясно, что колхозы никогда не накормят страну досыта, почему на селе не перешли на принципы потребительской кооперации? Кругом мерещился капитализм, хотя отличительный признак капитализма не частная собственность на средства производства, а ссудный капитал. Он потому и называется капитализмом, что без ссудного капитала это уже социализм, ведь при отсутствии ссудного капитала все вопросы перераспределения средств автоматически ложатся на плечи государства.

Пример Китая показывает нам отрицательный результат, товарищи явно не понимают, что не все средства хороши. Да, они сделали экономический скачок, пока долги имели разумные пределы, но кризис долгов это неизбежный итог работы ссудного капитала. Как они будут выбираться из тупика? – пятиться назад или опять рубить всё с плеча? – посмотрим, но это их проблема. Наша проблема другая, нам сначала надо вернуться к самой идее и здесь спрашивается как?

Если мы вспомним, что капитализм держится на лжи, то и ответ становится вполне определённым. Не надо лгать самим и поддаваться на чужую ложь. Смотрите, как засуетилась наша нынешняя правящая элита, стоило народу поднять всего один единственный вопрос - о честности выборов. А это значит, что надо постоянно задавать вопросы компрадорам, пока они у власти, и поддерживать диалог с обществом. Нельзя давать обществу впасть в спячку, для того, чтобы быть понятым надо как минимум разговаривать.

Добрая идея никогда не будет забыта, вопрос в-другом, как долго мы будем плутать меж трёх сосен? Из выше сказанного следует - до тех пор, пока не поймём, что ложь деструктивна всегда и во всём. Мало самому не лгать, с ложью ещё нельзя мириться. Ложь, стяжательство и соперничество церквей всех религий, с одной стороны, и развитие науки, расширение образования, с другой стороны, породили устойчивую тенденцию увеличения числа тех людей, которые в итоге становятся атеистами. Казалось бы, сама история работает на идею коммунизма, тогда в чём проблема?

Если мы внимательно взглянем на реальные коммунистические партии, то мы там видим кроме социальной идеи, опирающейся на высокую мораль ещё учение Маркса и плюс множество различных взглядов на то, как добиваться власти и как её, потом осуществлять. При этом практика показывает, что самое главное и то, что больше всего привлекает людей, всегда оказывается на заднем плане. То есть, коммунисты наступили на все те грабли, по которым в своё время прошлись первые христиане. В итоге мы видим, если к светлой идее добавляют ложные теории то, тем самым в партию закладывают механизм самоуничтожения.

В реальной жизни мы видим, что высокая мораль, как идея всего общественного устройства, сама по себе не может стать нормой жизни. Добро должно уметь противостоять злу, а для этого нужно, чтобы этим кто-то занимался. Государство для этого абсолютно не годится, даже в самых примитивных обществах помимо вождя отдельно существует шаман. В условиях современного государства имеющего конституцию только партии могут выполнить функцию шамана. А для этого абсолютно обязательным условием является честность выборов. То есть, недостаточно иметь идею, партию стремящуюся воплощать её в жизнь, ещё необходимо иметь правовое государство, в котором власть не может узурпировать ни чиновничество, ни партийная номенклатура. Но это всё только обязательные предпосылки, можно сказать - технический инструментарий. Главная проблема это создание партии рассматривающей мораль как наивысшую ценность и относящуюся ко всему остальному лишь с точки зрения полезности в данных условиях и непротиворечивости морали. Например, ссудный капитал всегда и в любых условиях несовместим с моралью, а вот частная собственность вообще и на средства производства в частности не всегда и не во всех условиях вступает в противоречие с моралью. То есть, варианты всегда возможны, проблема лишь в том, что к нам пока ещё не пришло понимание того, что главное не просто в установлении канонов, а в умении находить решения, не противоречащие им, при этом, не связывая себя лживыми теориями.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru