Философия - итоги

на главную

Тор с молотом

Философия - что это такое?

По логике вещей, этот сайт надо было начинать с этого. Есть множество статей разных авторов под общим названием: «Что такое философия», но всё это около да рядом, или из пустого в порожнее. Не было ясной картинки, всё время было чувство недосказанности. По прошествии лет всё же наступил момент, когда последняя логическая цепочка замкнулась и картинка сложилась.

Древние, не мудрствуя лукаво, сказали: «философия – это Платон, а Платон – это философия». Но это общая констатация, определяющая автора, при этом сущность не в личности, а в предмете. До всего этого Сократ, отвечая на вопрос, в чём отличие философии от софистики? – пришёл к простому выводу, есть результат – это философия, нет результата – это софистика.

При этом люди всегда понимали, что отрицательный результат, это тоже результат. Софистика это именно когда нет никакого результата, ни положительного, ни отрицательного. У софистов все их слова заканчиваются либо констатацией того факта, что требуются дальнейшие исследования, либо сообщением о том, что данное учение соответствует всем веяниям времени.

В первом случае подразумевается, что окончательное решение наверху ещё не принято и возможна дальнейшая дискуссия. Второй случай всегда подразумевает, что решение принято и это теперь общая установка для всех. После этого сразу же следует вал одобрительных рецензий везде, где это возможно, чтобы даже самый последний недотёпа понял, откуда и куда дует ветер.

В первом случае статьи пишут все, кто это может сделать, во втором неважно кто пишет, важно, что подписи ставят самые высокие начальники. Так как реальная власть и научная пресса у них в руках, то вся эта софистика, естественно, преподносится как философия. То есть, налицо банальная мимикрия. Здесь возможен вопрос, а в чём собственно проблема? – почему взгляд или подход отличный от платоновского не может быть философией?

Прежде всего, существует естественное право первопроходца давать название, и именно у Платона мы впервые видим разграничение между философией и софистикой. Потом, для примера, если кто-то попытается объявить экономику одним из разделов математики на том основании, что там тоже есть формулы и расчёты, то это никто не примет, почему? Очевидно потому, что суть экономики не в формулах, а в предмете того, что она рассматривает.

Тогда что же рассматривает философия? Ответ опять очевиден, процесс познания. На основании этого выводится понятие знания и, соответственно, понятие науки. При этом особо прошу обратить внимание на следующее, у Платона сам процесс рассмотрения полностью завершён. Даны исчерпывающие определения, как понятия знания, так и понятия науки.

Что это значит? - а это значит, что теоретическое рассмотрение вопроса, что такое философия закончено и вместе с этим закончена теория или теоретическая часть самой философии. При этом мы видим, что философию невозможно трактовать как одну из наук, она явно находится над наукой, почему так?

Когда наука получает свою теорию, тогда говорят об окончании фундаментальных исследований, но сами исследования на этом не заканчиваются. Это связано с тем, что дальше, имея теорию, необходимо с её помощью разобраться во всём многообразии всех явлений, которые описывает эта теория. Теория для того и создаётся, чтобы была возможность понять суть каждого явления.

Философия дала теорию познания и, исходя из её сути, мы видим, что предназначение философии помочь наукам обрести, каждой свою теорию. Именно поэтому Сократ говорил: «я не могу дать знание, но я могу помочь ему родиться».

Чтобы читателю была понятна моя, ниже следующая мысль, приведу, для наглядности, такой пример. Если атеисты отрицают существование бога или богов во всех видах, в каких это преподносится всеми религиями то, естественно, что в их среде принципиально не может родиться новая религия с новым богом. Если часть из них это сделают, то они просто перестанут быть атеистами и станут верующими людьми. Теперь сами подумайте, если учёные мужи отрицают саму возможность существования истинного знания, и всё время талдычат о бесконечности и неисчерпаемости природы, то, что можно от них ждать?

Лично для меня ответ очевиден, вечной и нескончаемой болтологии около да рядом, но никогда по существу. Причём право вот на эту вечную и нескончаемую болтологию сейчас отстаивается в крайне абсурдном виде и в очень агрессивной манере. В старые добрые времена, когда не было вот этого жёсткого корпоративного давления, в силу естества самих понятий, никто не смел отрицать такие понятия как истина и сущность. Тогда глас безумца вызывал только всеобщий смех, сейчас корпорация делает это с лёгкостью и вокруг тишина. А что ещё ждать от людей находящихся внутри корпорации?

Как это и подобает любой корпорации, корпорация естествоиспытателей так же сразу начала стремиться обрести свои атрибуты, а через них создать свои внутренние правила игры. Первое, что было сделано, это объявили об отказе от философии и провозгласили, что наука сама себе философия. Это было объявлено, как позитивное решение, отсюда и понятие позитивизма. Отказавшись от философии, они, тем не менее, не отказались от самого названия, а это уже откровенная подлость, что и даёт мне право утверждать - все их писания к философии не имеют ни малейшего отношения.

Когда корпорация выкинула из своего пространства всё ей чуждое, в недрах её квазифилософии начался процесс создания своей теории познания, что было названо гносеологией. Процесс этот откровенно вечный, как и всё у них, никакой окончательной теории там никогда не будет создано, и это очевидно по следующей причине. Они изначально отказались от идеи самой идеи. В отсутствии идеи теория превращается в набор положений, где каждое из них надо как-то обосновывать, при этом это надо сделать так, чтобы обосновывая одно положение, не произошло отрицание какого-то другого положения. И вот эта возня всегда превращается в нескончаемое согласование, то есть идёт процесс аналогичный тому, что был в классической логике. При этом я не думаю, что они ничего не понимают, это люди корпорации, которые сознательно работают на её нужды. А нужды корпорации вполне очевидны, это превратить процесс познания в вечный процесс, а через это всегда иметь финансирование со стороны государств.

Критика есть необходимая вещь везде, но в философии она является абсолютно недостаточной. Философия по определению результативна, а что это значит, с практической точки зрения, легко понять на примере Платона. В каждом его диалоге рассматривается какое-либо понятие и всегда показывается, что это есть на самом деле, или показывается, чем это никак не может быть, хотя на первый взгляд нам именно так кажется.

Для слабого духа реальность кажется ужасающей, и это правильно, но неправильна следующая за этим мысль, что всё безнадёжно. На самом деле это не так, достаточно выйти за пределы корпорации. С появлением интернета это стало сделать гораздо легче, появилось самое главное – независимый источник распространения информации. Благодаря этому люди сейчас пытаются создавать свои, альтернативные научные сообщества. Пока получается плохо и малорезультативно. Это связано с тем, что сейчас они все проходят путь первых философов до времён Парменида. То есть, они сейчас, каждый в своём предмете, пытаются реализовать свои идеи выстраданные чисто интуитивным путём. Они ещё не понимают, что пока они стоят на пути мнений, им ещё предстоит открыть для себя философию. Как показывает история познания, они это сделают с неизбежностью, ещё ни один человек, действительно вставший на путь познания и честно стремящийся к истине, не избежал этого, и этому есть примеры из прошлого.

До Евклида геометрию изложили, примерно так же, четыре автора, но мы с вами сейчас изучаем геометрию по Евклиду потому, что только он, априори, до всякого опыта, начал свою геометрию с описания идеи, лежащей в основе всей геометрии. Евклид дал понятие точки, как того, что не имеет частей. Затем он придал движение точке и получил линию, а на ней весь числовой ряд. Затем он придал движение линии и получил плоскость, где параллельность прямых вытекает автоматически и не требует никаких ни доказательств, ни аксиом. Придав движение плоскости, он получил объём точек, где при помощи движения точки строятся все геометрические фигуры и доказываются все истины. Если до Евклида геометрия имела статический характер, то вскрыв идею, лежащую в основе геометрии, Евклид дал нам геометрию в её динамическом виде.

Настоящая идея имеет не только глубокий смысл, но и необыкновенную красоту. Вы только вдумайтесь, придать движение тому, что не имеет частей.

До Чарльза Дарвина теория эволюции представляла собой длинный перечень частных законов, по каждому из которых, якобы развивался каждый конкретный вид в живой природе. Это примерно как сейчас в языкознании, где для каждого языка существует масса частных законов, якобы описывающих эволюцию этого языка. А когда нашли новгородские берестяные грамоты, то выяснилось, что за восемьсот лет русский язык структурно вообще никак не изменился. Чарлз Дарвин тоже не поставил ни одного опыта, но он дал нам идею, лежащую в основе всего процесса эволюции – естественный отбор. Два этих слова заменили горы мелких и частных законов, и весь процесс эволюции сразу же открылся нашему взору.

Вся критика его теории эволюции абсолютно некорректна и связана с тем, что люди банально не умеют пользоваться теорией. Например, говорят, что нет промежуточного звена между обезьяной и человеком, при этом они же предполагают, что мы вообще родом не с этой планеты. Но позвольте, тогда, причём тут Дарвин, вот там, на другой планете и ищите это промежуточное звено. Тогда говорят, нет нас искусственно вывели инопланетяне. Хорошо, пусть будет так, но у Дарвина речь идёт о естественном отборе, генная инженерия ни каким боком не относится к теории эволюции. То есть, все критики как будто слепые и никак не видят первого слова, «естественный».

Потом надо понимать ещё один момент, идея предельно проста, и в данном случае выражена всего двумя словами, но воплощена она в бесконечной череде явлений. То есть, область её приложения бесконечна, и вот так просто с наскока во всём разобраться сразу не получится. Поэтому заблуждаться может и автор теории, умение правильно пользоваться теорией приходит не сразу. Надо критиковать не теорию, а способы её приложения. Ведь теория эволюции описывает не только эволюцию видов, но ещё и эволюцию экосистем, где сложным образом переплетены, как борьба видов, так и их сотрудничество, и всё это на фоне эволюции планеты со всеми её климатическими изменениями, на которые влияет эволюция родной звезды, а на всю систему влияет эволюция галактики. Надо понимать всю сложность вот всех этих взаимосвязей.

Не всем людям была нужна софистика ради прокорма или публичной славы, всегда были люди, которые стремились всё же к истине. Иммануил Кант начал, а его последователи окончательно показали, что философия невозможна сама из себя, в её основе тоже должна лежать идея. Идея, которую Платон положил в основу философии, как теории познания, сводится к тому, что мы должны представить некоего творца и, наблюдая за процессом его творчества, должны попытаться понять, какую идею он вкладывает в своё творение. Только осознав идею, мы сможем понять сущность каждой причины и каждого процесса, что и будет в итоге истинным знанием и реальным результатом.

При этом надо понимать идею самой идеи. Идея не является причиной явлений, она лишь воплощена в явлениях, которые имеют свой событийный ряд. Идея может существовать, лишь в нашем сознании, но не как свойство нашего разума, а как его приобретение, увиденное в том, что воплощено в тех или иных явлениях.

От себя, в качестве наглядного примера того, как при помощи философии можно добиться реального результата, могу предложить статью «Идеальный вариатор». Этот пример наглядно показывает, что философия существует не сама для себя и своих нужд. У философии их просто нет, Платон, философию, как раздел человеческого знания закрыл, дав ему идею. Поэтому и справедливы слова древних: «философия – это Платон». После Платона философия, с одной стороны является основой с которой должны начинаться рассуждения в любой сфере человеческой деятельности, с другой стороны философия это уже давно готовый инструмент, им просто надо научиться пользоваться.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru