Философия - итоги

на главную

Высота духа

Дух

Если сущность души в сохранении вечных ценностей и дух одна из них, то спрашивается, как можно рационально рассматривать то, что по определению за областью рационального? Так-то оно так, но логика вновь становится возможной и в области иррационального, если мы имеем некую основу, которую мы можем использовать как посылку в последующих суждениях. Из предыдущих суждений мы имеем дух как часть того, что хранит в себе душа, то есть дух есть производная от души и вторая производная от языка. Вот и начнём от ближайшего, как и из чего душа может породить дух.

Когда человек не может на что-то решиться, мы говорим, духу не хватило. При этом нельзя понятие духа рассматривать как синоним чему-то, любое другое понятие в языке существует не случайно, и определят свою сущность. Человек может быть где-то смелым, и в чём-то робким, сегодня может отступить, а завтра проявить отвагу. Понятие духа в отличие от всех прочих не подвержено времени и обстоятельствам, мы говорим о твёрдости духа как о данности, которая либо есть, либо её нет.

Если дух все же есть, откуда он берётся и из чего складывается? Прежде всего, он воспитывается, всё, что дано человеку, а не достигнуто им самим, это результат воспитания. Воспитывают родители, среда обитания и система образования. Тогда спрашивается, что такое они должны дать молодому человеку, чтобы в будущем можно было говорить о наличии духа? Опять обратимся к языку, мы говорим о силе духа, а если о красоте, то тогда души. Мы говорим о величии духа, а если о доброте, то опять души. Мы говорим о твёрдости духа, а если о полёте, то мысли.

Почему для вскрытия сущности таких, казалось бы, сложных и туманных понятий я всё время обращаюсь к языку? Здесь надо осознать простую истину, слово, само по себе, и в отрыве от других слов - пустой знак. Что есть лёд без воды? Холод без тепла? Понимание возможно только в связи чем-то. Абстракция по определению есть результат того, как мы обусловим понятия друг относительно друга. Если мы говорим о силе, твёрдости и величии духа, то это и есть то, что внутренне присуще обусловленной нами сущности.

Так же надо понимать ещё одну простую истину, наше бытие это нами самими созданное всё нами мыслимое. Всякая сущность, имеющая существование в нашем бытие существует так, как мы её определили. У нас в народе говорят так, и это значит, что для нас дух это наша история, это подвиги наших предков, это наши достижения как результат упорства и наших жертв. Если у другого народа дух это нечто потустороннее, не надо это опровергать, это их сущность, не имеющая ни какого отношения к нашей.

Как теперь видно дух, как и множество других понятий, имеет языковую уникальность и, следовательно, национальную принадлежность. Не стоит ни чему удивляться, если у нас не выйти в чисто поле с оружием в руках немыслимо, то у других не спрятаться это верх глупости. А это связано именно с тем, каково понятие духа, что под этим подразумевается. Стремление убежать и спрятаться естественно, если нет нашего понимания духа. Наше понимание это наша максима, мы сами задали её себе. Побеждать только в открытом бою, а не за кулисами или под ковром, это то, на что сделали ставку наши далёкие предки, и тем самым они задали вектор развития нашей души и нашего духа.

Мы имеем понятие духа, следовательно, мы имеем идею, остаётся понять, в чём она? Мы говорим – душа многогранна. Если дух есть производная от души, как некая максима, то это значит, что дух есть та грань или черта, за которую душа не позволяет человеку переступить. Следовательно, дух даёт душе силовую точку опоры, и сущность духа - это дать душе сил в борьбе с обстоятельствами. И мы видим, люди сильные духом, крепко держат жизнь в руках и всегда направляют цепь событий в нужное им русло, а люди лишённые духа приспосабливаются под обстоятельства.

Взгляните на картинку слева, это одно из зримых и реальных воплощений нашего духа. За этим истребителем века бесконечных войн и неисчислимых жертв. За ним построенная огромная промышленность вопреки желанию сладко покушать и мягко поспать. Проявление духа это всегда жертвование, а любое проявление это есть способ существования идеи в реальном мире. Следовательно, идея духа, это жертвование низших желаний во имя высших. Дух позволяет человеку отодвинуть в сторону сиюминутное ради вечного, в чём мы и видим величие духа.

Если вас мучает вопрос, как достичь твёрдости духа? То это значит, что Вы ещё во многом не определились. Душа и все её свойства не есть данность от природы, это есть данность от народа приходящая с языком. Ребёнок сам тянется к взрослым и поначалу душа возникает как результат воспитания и обучения. Когда у человека складывается некое своё мировоззрение, тогда у человека появляется возможность сознательного формирования своей души и твёрдость духа зависит от того, что Вы выберете для себя определяющим, то есть в жизни надо принимать осознанные решения. Исходным началом является ваше понимание добра (смотри «Добро и зло»), любое сужение этого понятия неизбежно будет калечить душу. Сознательное принятие идеи добра в её предельном выражении, как жизненная максима, позволит вам не только видеть этот мир таким, какой он есть на самом деле, но это позволит вам проявить к нему жалость. Как следствие, в душе Вы будете иметь совесть (смотри «Совесть»), и любовь (смотри «Любовь»), что станет основой вашего духа.

Имея в душе (смотри «Душа») основы духа, далее у вас всё будет зависеть от ваших знаний. От того, как далеко Вы видите прошлое и, соответственно, какое место в этом мире Вы определяете для себя, кто Вы? Какого рода и племени? Где ваша родина и ваша страна? Твёрдость духа прямо зависит от того, определились Вы, или нет. В Афинах времён Сократа был закон, по которому человек лишался гражданства и изгонялся из города, если он во время гражданского конфликта не вышел из дома с оружием в руках и не принял чью-либо сторону. Обратите внимание, победители наказывали не побеждённых (те по закону были обязаны принять условия победителей), они наказывали не определившихся.

Шахид, взрывающий себя имеет не силу духа, а полное отсутствие мозгов и безмерную трусость. Сила духа это, образно говоря, именно выйти в чистое поле и в открытую, не таясь. Твёрдость духа заключается не только в принятии моральных императивов (смотри «Мораль»), но и в гласном отстаивании их. Твёрдость духа закаляется делами, и только по делам мы можем иметь суждения и определить культуру (смотри «Культура») человека, его степень ответственности перед идеей добра.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru