Философия - итоги

на главную

Рассвет души

Душа

Изначально, понятие души пропитано мистицизмом и это естественно, ведь данное понятие пришло к нам из далёкой древности. Любой язык строится на взаимосвязи слов, и изменение понятийного объёма одних слов, неизбежно сказывается на значении других. С тех древнейших времён понятие души претерпело значительное изменение и сейчас оно чаще рассматривается, как психологический или личностный феномен. Здесь я хочу рассмотреть вопрос, насколько это понятие поддаётся рациональному анализу и что из этого может получиться?

Когда мы рассматриваем душу человека как психический феномен, то мы и описываем его в терминах присущих психологии. Если мы это делаем с точки зрения личности, человеческого «Я», то мы это делаем в терминах описывающих наши чувства, наше поведение и поступки, мы начинаем больше смотреть на моральную сторону бытия человека. Как видно, каждый взгляд имеет свой ракурс и, соответственно, свой язык описания. В свою очередь, это значит, что сложные феномены не могут иметь единой формулировки, сама сложность предполагает множественность способов описания. А это значит, что не корректно отрицать иные взгляды и утверждать истинность только своего, любой взгляд, имеющий свой ракурс видения надо рассматривать беспристрастно и в его терминах.

Но, кроме всего этого, у каждого феномена, каким бы сложным он ни был, есть своя идея, из которой прямо и ясно следуют все возможные ракурсы и видны все причины делающие феномен именно таким, каков он есть. Это значит, для того чтобы увидеть идею необходимо соотнести между собой все имеющиеся, в этой области, знания. А соотнести, это значит построить новый взгляд, в котором будут исключены противоречия и нестыковки между всеми рассматриваемыми ракурсами.

С понятием души мы соотносим такие понятия как: зарождение, сон, пробуждение, развитие, становление, боль, радость, красота, пение, трепетание, терпение, страх, умирание, смерть, наличие – отсутствие и, конечно же, её светлость или темноту. Как мы видим, душа может прибывать в разных состояниях, степенях и, соответственно, оцениваться по-разному. Такие понятия как зарождение, развитие и становление говорят о том, что душа человека не есть биологическая данность как рука или нога. Новорождённый ребёнок являет собой сущность полную потенций, и мы видим, что диапазон возможного пролегает от маугли до гения. Всё зависит от того кто, чему и как будет учит ребёнка, а душа уже явится результатом этого обучения.

Чему мы, прежде всего, учим своих детей, ответ очевиден – языку. Всё начинается с умения говорить и в дальнейшем человек постигая, всю жизнь расширяет область языка доступную его пониманию. К тому времени, когда человек становится специалистом, он кроме общеиспользуемой части языка ещё владеет специфическим языком своей профессии. При этом язык не является материальной субстанцией, это производная, внешняя функция нашего мышления, а наше мышление это способность мозга оперировать категориями языка. Что это значит? А это значит, что физиология мозга такова, что общение с себе подобными структурирует мозг сообразно языку и тем самым физиология мозга позволяет и принять язык и пользоваться им. Из этого, в свою очередь, следует вполне очевидный факт, язык является не только средством общения, но и средством передачи всех знаний, навыков и всех культурных ценностей от поколения к поколению.

В рамках рационального рассмотрения язык это единственная реальная сущность доступная анализу. Это так в силу простого факта, рациональное объяснение всегда должно иметь в своей основе, как исходное, нечто материальное. Туманно объясняемые духи, чакры, флюиды и виды материи которые пока не могут обнаружить физики, находятся за рамками рационального по определению. А в рамках рационального мы имеем мозг, который даёт нам возможность владеть языком, вот теперь, что имеем то и рассмотрим.

Рассматривая понятия присущие понятию души, такие как зарождение, развитие и становление мы пришли к выводу, что субстанцией для души является язык и поэтому душа может, как вариться внутри себя, так и выплеснуться наружу. В первом случае это соответствует мышлению, а во втором говорению. Далее спрашивается, если язык лишь субстанция для души, тогда что есть душа? Констатация души как производной от языка и второй производной от физиологии мозга лишь показывает иерархию. Это полезно и необходимо знать, но это ничего не говорит о сущности самого феномена, а сущность вскрывается только как результат осмысления идеи заложенной в феномен.

Если мы посмотрим на остальные понятия присущие душе, то легко заметить, что все они связаны либо с чувствами, либо с тем, что из области оценивания. Как мы знаем и то и другое в своей основе сводится к отношению, нравится – не нравится. То есть, это всё то, что находится вне логики. Отсюда следует простой вывод, душа это комплекс (система, парадигма) понятий, позволяющий(ая) человеку осмыслить всё то, что не имеет логических корней. А вот отсюда уже просматривается искомая идея души человека, приобщить его к вечному.

Логике поддаётся всё то, что всегда пребывает в перманентном состоянии и имеет как свою историю развития, так и предначертанное законами развития своё будущее. Логика потому и возможна, что есть вот эта самая предначертанность, обусловленная причинно-следственными отношениями. При этом жизнь человека слагается не только из физического существования, но и из духовного бытия. Мы живём в вечно меняющемся мире, но для успешного проживания в нём, нам нужны незыблемые ориентиры, которые будут таковыми всегда, нам нужны абсолютные ценности. Следовательно, сущность души это сохранение вечных ценностей.

Из понимания идеи и сущности души становится понятна суть многих понятий и явлений. Душа народа заключена как в способе мышления определяемого конструкцией языка, так и в его нравственных устоях, выраженных в обычаях, верованиях, пословицах, анекдотах, в его литературе и искусстве. Душа конкретного человека это хранилище того, что человек смог взять из всего многообразия порождённого народом. Из этого становится понятно, почему все народы имеют свои индивидуальные национальные черты, и при этом же каждый человек, несомненно, индивидуален. В итоге можно сделать вывод, если народ не будет иметь таких вечных ценностей как дух, честь и совесть, и как следствие не будет иметь понятия красоты бытия, такой народ всегда будет пребывать в состоянии перерождения из одного недоразумения в другое. А человек всю жизнь будет заложником обстоятельств, он будет не жить, а существовать. Какова должна быть необходимая мораль, та мораль, благодаря которой откроется путь в вечность, рассмотрим после анализа вечных ценностей.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru