Философия - итоги

на главную

Небеса

Атеизм

Вопреки широко распространённому мнению атеизм не является просто отрицанием бога или просто неверием – это крайнее упрощенчество. Атеизм также не является чем-то новым, порождённым в более просвещенные века. Он возник параллельно, вместе с первыми религиозными верованиями и причина его возникновения была предельно проста. Человеку всегда свойственно сомневаться, у человека всегда есть желание знать. Поэтому во все времена и во всех обществах были люди, имевшие свой критический взгляд, пытавшиеся всё новое с чем-то соотнести, сравнить, как-то понять.

Так как атеизм возник в ответ на появление религии, а не наоборот, можно примерно оценить масштаб времени, когда это произошло по этимологическим данным слова бог. Согласно исследованиям лингвистов происхождение слова бог просматривается до времён индоевропейской общности. Это примерно 10 тысяч лет назад и более. Слово бог начинает своё восхождение из столь глубокой древности со слова доля. Только не надо пытаться это как-то связывать с современным русским словом доля, тогда это понятие имело совсем иное звучание. Общее индоевропейское слово доля дало производные глаголы и один из них наделять. Позже, уже в индоиранской общности, примерно 7 тысяч лет назад, обнаруживается новое производное существительное (от доля и наделять) со значением богатство. В древне иранском и санскрите (5 тысяч лет назад) от понятия богатство образуется новое существительное со значением «податель благ», и только уже в древне славянском (3 тысячи лет назад) появляется привычное для нас слово бог.

У других народов и в других языках для слова бог был свой путь и по времени и по происхождению. В данном случае для нас интересно то, что мы видим эволюцию. Мы видим, как религии возникают из наивного представления древних людей о неких могущественных существах создающих всё, что есть вокруг, и тем самым дарующих блага. Понятно, что были люди, имевшие иную точку зрения, и самые первые письменные свидетельства на эту тему даёт нам эллинская эпоха. Сомневающиеся спрашивали, почему изображения богов похоже на людей, если бы коровы были разумны, то боги были бы с рогами?

Этот пример говорит о том, что атеизм развивался вслед за развитием религий, какие были религии, таким и был атеизм. С приходом моно религий исчезли наивные представления древних, и им на смену пришло понятие бога, как абсолютной и непостижимой сущности. В ответ атеизм дал понятие картины мира и задал вопрос, а есть ли место богу в этой картине? Это такой образный взгляд, в сухом остатке вопрос ставится так, не является ли понятие бога излишним в познании?

В те далёкие времена, когда древние атеисты прикидывали, как бы боги смотрелись с рогами, Парменид разделил мир на две части, мир вещей и мир мыслей, тем самым он дал понятие бытия. А далее Парменид указал, что все современные ему учения это лишь мнения, сплошь и рядом противоречащие друг другу, а так как истина одна, он поставил вопрос, каким должен быть путь к истине. Сократ, следуя ему, ставит вопрос, что есть знание и, отвечая на него, приходит к выводу, что даже правильное мнение с объяснением не является таковым. Следуя Сократу, Платон даёт чёткое понятие идеи и показывает каким должно быть знание. У Платона уже нет бога, он вводит абстрактное понятие создателя и предлагает нам взглянуть на мир его глазами. Платон учит, что неважно, как и каким образом был создан мир (и создавался ли он вообще), для нас в познании важно то, на основании каких идей наш мысленный создатель творил мироздание. Поняв эти идеи, мы сможем понять и всё остальное, вот это и будет истинным знанием.

Как видите, великий творец остаётся за кадром и существует лишь его глас в наших душах. Понятие бога удобно своей образностью для построения абстракции, от которой мы уже можем оттолкнуться в суждениях. Понятие бога даёт точку опоры для всего процесса познания, но при этом оно не входит в область знания. Само понятие бога находится сверх всякой сущности и для познания сущности вещей и явлений оно излишне. Для атеизма бог это часть нашей культуры, сущность, существующая в виде понятия в наших душах. Так как душа человека неотъемлемая часть реальности, то с точки зрения атеизма, бог тоже часть реальности, вот только атеизм иначе трактует способ существования бога, чем это делает религия. В религии бог это сущность, стоящая над миром, в атеизме бог это сущность, порождённая социумом и существующая только в социуме, в его духовной жизни.

Стихийный народный атеизм с появлением философии получил необходимую ему глубину обоснования. С другой стороны можно сказать, что философия атеистична в самой своей сути. Изначально философия являет собой именно путь к истине, где сомнение исходный пункт всякого суждения. В философии возможно доверие сильно на чём-то основанное, а вот вера всегда будет за пределами философии и это по определению. Кричащие о смерти атеизма, просто ничего не разумеют, атеизм и философия, есть суть одно, а философия, как божий дар мудрости бессмертна.

Апокалипсис
Атеизм
Будущее экономики
В круге втором
Вера
Гравитация
Границы жизни
Демократия
Добро и зло
Дух
Душа
Знание
Идеализм
Идеальный вариатор
Идеальный движитель
Идея
Интеллект
Искусство
Истина и бытие
Культура
Логика
Логика истории
Любовь
Материя
Мегалиты
Механика
Мораль
Наска
Натуральная философия
Наука
Начала математики
Начала экономики
Общественная проказа
Общество
Парменид
Предел греха
Прогресс
Пути дороги
Руны
Свобода
Свобода и бардак
Слова древних
Смысл жизни
Совесть
Современная философия
Суждения - по видимому
Сущность власти
Термоядерный реактор
Философия
Честность
Честь
Цена правды
Язык

Вершинин Эдуард
  Константинович

Рейтинг@Mail.ru